| \ \ | / / | \ \ | / / | \ \ | / / | \ \ | / / | \ \ | / / | \ \ | / / | \ \ | / / | \ \ | / / | \ \ | / / | \ \ | / / | \ \ | / / | \ \ | / /
|
\ / \ / \ / \ / \ / \ / \ / \ / \ / \ / \ / .
ЭФРАИМ СЕВЕЛАПисатель, киносценарист и режиссерРодился в Литве, эмигрировал в Израиль в 1971 году. Многие критики ставят искусство Эфраима Севелы в один ряд с книгами Шолома-Алейхема, Зощенко, Гашека, Сарояна... В 1991 году когда по Центральному телевидению дали короткое интервью и показали нескольких кадров из фильма Севелы "Колыбельная", даже эти скупые отрывки давали представление о незаурядной личности, сказавшей новое слово в искусстве. Это был год возвращения Севелы в Россию. Он ездил по всей стране и рассказывал, рассказывал, отвечая на бесконечные вопросы зрителей. Кроме официальных встреч в кинотеатрах, его просто приглашали в гости, в своеобразные домашние клубы, где собирались его поклонники - врачи, музыканты, ученые. И он рассказывал им все новые и новые истории, щедро делясь своими воспоминаниями. Может быть когда-нибудь, после шлифовки материалов таких дружеских встреч появятся новые сборники новелл или фильмы. А тогда все слушали, как зачарованные, и расходились только под утро. Это он одним из первых пытался пробить "железный занавес". Это он боролся за разрешение эмиграции из СССР... Это он был участником той самой демонстрации в Верховном Совете в 1971 году. Вот за все это его и лишили гражданства, а затем просто выгнали вместе с семьей из страны. Это было в духе того времени. Но, став гражданином Израиля и даже пролив за него свою кровь, Эфраим Севела остался диссидентом. Он имел неосторожность назвать Израиль "страной вооруженных дантистов", чем вызвал гнев многих патриотов исторической родины. Пытаясь найти свою судьбу в США и Израиле, Севела в начале 90-х годов вернулся в Россию, и завоевал здесь сердца зрителей и читателей. С чем он вернулся тогда в страну, которая его выгнала? С любовью и мечтой. Ведь если удастся объяснить тем, от кого это зависит, как выгодно снимать хорошее кино в России... Если построить в тех же степях Казахстана съемочные площадки, ну кто поедет снимать в Америку?! У нас же лучше будет! И экономику поправить удастся, и новые рабочие места создать... Да это же целая индустрия! И он ее знает! Он хочет все поставить на ноги... И вообще, ему хочется сделать фильм - гимн русской женщине. А может быть горькое воспоминание о тех прекрасных женщинах, на долю которых так и не досталось мужчин после войн... И, конечно, ему было важнее всего, чтобы не забывали. Ведь вся его "Колыбельная", которую он без устали возил тогда по стране, - это живой памятник жертвам Катастрофы и героизма европейского еврейства. Фильм состоит из трех новелл, и все события происходят во время Второй мировой войны. Одна из новелл рассказывает о том, как польский священник спасает еврейского мальчика, уцелевшего после массового расстрела. Это настоящий триумф человеческого духа среди безумия войны. Еще одна киноистория - о юном Ромео из гетто, который во что бы то ни стало должен принести полевые цветы своей Джульетте. И все понимают, как это важно, и помогают ему, уже отчаявшемуся и обессилевшему. И он осыпает ее цветами! Так на экране любовь на миг побеждает войну. Третья новелла "Безмолвие" - об узнике, бежавшем из лагеря военнопленных. Бежавшем после того, как сосед по нарам сказал ему, что слышал, как он во сне говорит на идиш... Бегущий по следу немецкий солдат гибнет в болоте. И на это тоже очень больно смотреть. Жаль его, совсем еще мальчишку, который вынужден делать, что приказано. А его собака из преследователя постепенно превращается в верного друга и пытается спасти своего нового хозяина, как умеет. Ну не оставлять же его больного, в бреду и на болоте! К людям его, назад в лагерь! Тогда в СССР в начале девяностых годов после этого фильма многие рыдали. Однажды в Казани после его демонстрации на сцену поднялись две простые русские женщины и, преклонив колени, поцеловали руку автору... Непритязательные книги Севелы оказались безупречными с точки зрения функционирования. Автор учел все: и не слишком горячий израильский патриотизм, и космополитизм русского еврея, и его нерелигиозность, и вечное недовольство всем, что творится вокруг - что бы ни творилось. Создав точный собирательный образ Аркадия Рубинчика, которому плохо и в Израиле, и в Америке, и в России ("Остановите самолет - я слезу"). Лучше всего Севела, пожалуй, в "Легендах Инвалидной улицы", где еврейский квартал белорусского городка описан в бабелевских традициях: с любовью, точностью и остроумием.
\ / \ / \ / \ / \ / \ / \ / \ / \ / \ / \ / Copyright © 2008-2009
|